MACHENSCHAFT(en) - суть Нового времени по Хайдеггеру. "Черные тетради".
Возьмем сначала слово “Machenschaft(en”). Частота его употреблений в “Черных тетрадей” – огромная. Варианты его применения, которые акцентирует Хайдеггер, хотя бы словарно понятны тем, для кого немецкий – родной язык. Но и их, скажу забегая вперед, ожидает немало сюрпризов в связи с терминологическим перетолкованием, предпринимаемым Хайдеггером. А вот иностранцам тем более требуются предварительные и основательные пояснения. За помощью в словарных разъяснениях смысла “Machenschaft” и его производных (как и других профильных слов)11 лучше всего обращаться к большим немецким (толковым) словарям. В одном из них даются такие пояснения: «“Machenschaften” – планы и действия, по большей части тайные, с помощью которых делают нечто злое (Böses) и при этом извлекают для себя преимущества (темные, злые, преступные “Machenschaften”)…»12.
Подобно этому “Macher” – тот человек или люди, которые весьма активно, проявляя “инициативу” и смекалку, самостоятельно или с помощью других лиц в своих действиях переворачивают “с ног на голову” позитивные, добрые идеи (см. Ebenda).
........
Чрезвычайно важно: среди хайдеггеровских характеристик Нового времени понятие “Machenschaft(en)” играет решающую роль, в том числе “организуя” вокруг себя другие (рассматриваемые далее) понятия. “Новое время” в описании Хайдеггера в целом предстает как эпоха, “Zeitalter der Machenschaft”. Более того, в эту эпоху имеет место, по Хайдеггеру, неуклонное возрастание и без того огромной власти Machenschaft. В конечном счете его растущая неодолимая сила по существу обеспечивает все-властие Machenschaft(en). В формулировках Хайдеггера на эту тему “Machenschaft(en)” превращается чуть ли не в действующее лицо, которое “стремится” (!) “закабалить” все, что есть и что происходит в мире, сделать планетарной свою “расчетливость” (Berechnung). Следствиями всевластия Machenschaft являются в изображении Хайдеггера “Vermenschung des Menschen in das Tier”, т. е. превращение человека в животное, “Vernutzung der Erde”, истощение земли, “Verrechnung der Welt”, просчет по отношению к миру13. (Широко применяются Хайдеггером слова с приставкой “Ver-”, означающие деградацию чего-либо – вплоть до полной гибели…). В конечном же счете, т. е. в общефилософском итоге все сказанное означает, в стилистике Хайдеггера, опустошающее уничтожение (Verwüstung-) всякой возможности включить измерение бытия в высоком смысле (Seyns) в человеческую деятельность14. (Более конкретные, но тоже эпохальные – губительные, по Хайдеггеру, – проявления всевластия Machenschaft далее будут рассмотрены особо).
Понятие “Machenschaft” – емкое, многослойное, суммирующее, объемлющее.
Приведу цитату из весьма своеобразного отклика от 10.05.2014 года. Его автор Тимофеус Шнайдеггер (Schneidegger – псевдоним?) создатель альтернативного журнала “Zeitschrift trotz Philosophie” (т. е. “Журнала вопреки философии”), человек “свободной профессии”, живущий на севере Германии, написал иронически-издевательское эссе, посвященное “Черным тетрадям” и состоявшимся дебатам15. Тома Хайдеггера он – один из немногих – уже успел изучить вдоль и поперёк и использовать их. Вот как он, приводя многочисленные ссылки, резюмировал смысл хайдеггеровского понятия “Machenschaft”: «“Die Machenschaft” сводит все на потребности и интересы (GA 94, 331 f., GA 96, 125 f, 130), чтобы снова всё вместе и любое (явление) пристегнуть к их удовлетворению. Machenschaft проявляется в мировой суете (Hektik) современного массового общества (GA 94, 272–274, GA 96, 56), в разрушении земли и диктате выгоды (GA 94 319), в делячестве (Geschäftsmachen) без смысла и цели” (GA 94 2 316). При таких условиях Хайдеггер больше не ставит перед собой руководящий вопрос о бытии (GA 94 289)…»16. В конце концов «имеется только полезное, как просто сущее». Существенны указания на то, что подобные ориентации (по Хайдеггеру) восходят к античности, заостряются Декартом и завершаются в нововременной метафизике Гегеля и Ницше (GA 95, 310–313); они проводятся в гуманитарном знании, скажем, в истории, которая (пример: история искусств, лишенная “осмысления”, besinnugslos) сведена к технике и переживанию… «Лоэнгрин» и танк в пределах Machenschaft – одно и то же» (GA 95 133, 134–137).
Дополним характеристики “Machenschaft” некоторыми частными деталями, которые акцентирует Хайдеггер.
Особый облик, рассуждает он, Machenschaft приобретает, когда эта всесильная сила говорит о самой себе – это, собственно, создание «великого шума» (riesiger Larm17) – а когда надо, наоборот, великого замалчивания (Er-schweigung)”. “Репортажи”, организуемые именно со стороны Machenschaft – это, по выражению Хайдеггера, “планетарный миф в духе заключительного этапа Нового времени”. Хайдеггер издевается над такой, например, манерой (в его время на не была массовой, а теперь встречается на каждом шагу): “мир самого отдаленного немецкого крестьянского хозяйства определяется уже не тайной времен года, обусловленных природой, но иллюстрированным листком с изображениями… боксеров или гонщиков или прочих “героев” дня. Здесь дело идет не только о разрушении “нравственности” (Sittlichkeit) и приличий, но о метафизическом процессе – о процессе уничтожения всякой возможности подлинного бытия (Seyns) в мире состряпанного, в сфере Machenschaft устрояемого и представляемого сущего. К электрическому плугу и к (моторному) велосипеду, который за час будет доставлен в ближайший большой город или деревню, здесь принадлежен по-американски сделанный иллюстрированный листок, принадлежно уподобление нравов обитателей гор нравам спортивных заведений и баров больших городов»18. А ведь тогда все это только начиналось. Но Хайдеггера пугала – вполне оправданно – неприглядная историческая перспектива, по всему миру ставшая сегодняшним днем.
Следом за этим наброском идет серьезное и опять-таки оправданное обобщение. «Просвещение, деспотизм, безграничное оглупление: они поняты метафизически в единственном процессе – это лишении корней в бытии (Seyn), подмена истоков развертыванием власти, направленность на самоудовлетворение представленного – и везде господство сущего (des Seienden)» (Ebenda, S. 81).
http://iph.ras.ru/94_96.htm